ПОИСК

новости

01 08 / 13

ОАО «Cтройтрансгаз» разделится на бизнесы

Как стало известно "Ъ", крупный подрядчик "Стройтрансгаз", контролируемый бизнесменом Геннадием Тимченко, может быть реорганизован. В этом случае он станет холдинговой структурой, а его бизнес будет разделен по трем направлениям — нефтегазовый, энергетический и строительный. По некоторым из них у компании могут появиться партнеры, а также новые активы. Ожидается и смена менеджмента: "Стройтрансгаз" покинет председатель правления Сергей Макаров, а его место займет совладелец шинной компании "Кордиант" Вадим Гуринов.

В ОАО "Стройтрансгаз" может начаться реорганизация, рассказали "Ъ" источники в отрасли. В результате подрядчик превратится в холдинг, а его бизнес будет разделен по трем направлениям — нефтегазовое, энергетическое и строительное. В компании также может поменяться менеджмент, говорит один из собеседников "Ъ", скорее всего, в конце августа "Стройтрансгаз" покинет глава компании Сергей Макаров. Планируется, что его место займет совладелец "Кордианта" и топ-менеджер "Русского моря" Вадим Гуринов, уже входящий в совет директоров "Стройтрансгаза".

В "Стройтрансгазе" от комментариев отказались. Представитель Геннадия Тимченко подтвердил "Ъ", что "в соответствии с планами реорганизации бизнеса компании "Стройтрансгаз" рассматривает вариант создания холдинговой структуры, которая будет включать управляющую компанию, дочерние компании и новые бизнесы". По словам источников "Ъ", окончательное решение о реорганизации "Стройтрансгаза" может быть принято на одном из ближайших заседаний совета директоров компании.

"Стройтрансгаз" — крупная инжиниринговая и строительная компания. В конце 2007 года 80% акций консолидировали структуры Геннадия Тимченко, 19,5% — у Газпромбанка. Сейчас среди основных объектов компании трубопроводы, резервуарные парки, энергетические, нефте- и газоперерабатывающие объекты, расположенные в России, странах Ближнего Востока, Северной Африки, Европы, Юго-Восточной и Средней Азии. "Стройтрансгаз" также участвует в строительстве ВСТО-2. Чистая прибыль компании по РСБУ за первое полугодие составила 1,97 млрд руб. (рост на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года), выручка — 2,9 млрд руб., а чистый долг — 15,7 млрд руб. (сократился на 44,6%).

Предполагается, что "Стройтрансгаз" создаст ряд дочерних структур, а сам станет управляющей компанией. Состав его акционеров не изменится, говорят собеседники "Ъ". По словам представителя Геннадия Тимченко, "речь идет об отраслевых блоках, специализирующихся на строительстве объектов инфраструктуры в сфере энергетики, нефтегазового сектора и транспортной системы, которые могут получить статус самостоятельных юридических лиц, а управляющая компания будет осуществлять общее стратегическое управление и координацию работы всех элементов системы". Управляющая компания останется оператором международных проектов — строительства второй очереди ГПЗ в Сирии, проектов в ОАЭ, Греции, Чехии и Туркмении.

На данный момент крупнейший источник доходов для "Стройтрансгаза" — энергостроительство, проекты в этой сфере приносят подрядчику около 60% выручки. Компания является крупнейшим подрядчиком ФСК, самый крупный контракт — строительство сетей от четвертого блока Калининской АЭС. Также компанию интересует участие в создании новых объектов выдачи мощности на Ленинградской и Нововоронежской АЭС.

Предполагается, что энергостроительную "дочку" возглавит старший вице-президент "Стройтрансгаза" Рустам Аксененко (сын бывшего первого вице-премьера России и министра путей сообщения Николая Аксененко), который пришел в компанию в мае. Причем, как говорят собеседники "Ъ" на рынке, уже скоро эта структура может получить новый актив: сейчас ведутся переговоры о покупке ОАО "Энергостройинвест-холдинг", которое, по неофициальной информации, контролируется главой совета директоров и совладельцем Evraz Александром Абрамовым.

Для развития нефтегазового строительства, "Стройтрансгаз" может привлечь партнера. По словам одного из собеседников "Ъ", сейчас ведутся переговоры о создании СП с американской Argus Pipeline. Скорее всего, это СП возглавит руководитель Argus Pipeline Рэй Антон Майкл. Как распределятся доли в СП, собеседники "Ъ" не знают. По мнению источников "Ъ", партнерство с Argus Pipeline может позволить "Стройтрансгазу" вновь стать крупным подрядчиком "Газпрома". Вчера стало известно, что американская компания получила контракт на строительство одного из ключевых объектов газотранспортной системы South Stream — компрессорной станции "Казачья".

Третье дочерняя структура "Стройтрансгаза" консолидирует его доли в крупных подрядчиках — МОСТ и АРКС,— где компании принадлежат 25% плюс одна акция и 25% акций соответственно. "Это позволит значительно укрепить позиции "Стройтрансгаза"' в сегменте инфраструктурного строительства",— говорит один из источников "Ъ".

Изменение структуры, скорее всего, приведет к тому, что "Стройтрансгаз" покинет председатель правления Сергей Макаров. "Он занимался оптимизаций компании, сумел грамотно перестроить бизнес и свое дело, в общем, сделал",— считает источник "Ъ", близкий к "Стройтрансгазу". По словам других собеседников "Ъ", из компании господин Макаров может официально уйти уже в конце августа, тогда же руководителем управляющей компании будет назначен Вадим Гуринов. Господин Гуринов уже имеет общий бизнес с Геннадием Тимченко: они являются партнерами по шинной компании "Кордиант" (бывшая "СИБУР — Русские шины"). Кроме того, Вадим Гуринов возглавляет компанию "Русское море — добыча", одним из крупнейших акционеров которой являются структуры господина Тимченко.

По словам аналитика "ИФД-Капитала" Виталия Крюкова, за последние два года "Стройтрансгаз" смог существенно повысить эффективность своей деятельности: компания диверсифицировала бизнес, став участником крупных проектов в энергетике и строительстве, распродала непрофильные активы. Все это привело к снижению долга и росту чистой прибыли, считает эксперт. По его мнению, благодаря обновленной структуре, "Стройтрансгаз" может вновь стать одним из крупнейших подрядчиков "Газпрома" и повысить рентабельность бизнеса.